Впечатления, интересные стенды, тенденции
Мы завершаем серию наших материалов по итогам выставки Computex 2016, и в последнем обзоре хотим рассказать вам об этом событии в целом, поделившись нашими впечатлениями и отметив некоторые тенденции и в отношении выставки, и в отношении IT-индустрии в целом.
С 31 мая по 4 июня в Тайбэе, столице Тайваня, прошла выставка Computex 2016. Это ежегодное мероприятие, хорошо известное постоянным читателям iXBT.com и всем, кто интересуется технологиями. Однако от года к году роль этой выставки в мировой IT-индустрии меняется. Лет восемь назад там были сосредоточены самые важные анонсы крупнейших производителей комплектующих и широкого спектра восточных IT-компаний. Три-четыре года назад на Computex можно было увидеть немало мобильных устройств, и фокус с комплектующих на некоторое время сместился, однако статус выставки поддерживали, прежде всего, два тайваньских бренда: Asus и Acer.
Выставочный стенд Asus был одним из самых больших на Computex 2016
И вот теперь Computex, внешне сохраняя масштаб, практически лишился всего, что связано с мобильными устройствами, а из крупнейших вендоров основательно подготовилась и подгадала к выставке важные анонсы только компания Asus (мы рассказывали вам о новинках Asus в двух репортажах).
Здесь необходимо пояснить: как правило, большинство производителей устраивают международные презентации своих новых продуктов накануне или даже за два дня до начала выставок. Это удобный способ заполучить всю мировую прессу, приехавшую на выставку, при этом не отрывая журналистов в первый день работы экспозиции и никак не завися от организаторов. На барселонской Mobile World Congress в так называемый «нулевой» день обычно три-четыре таких презентации, на берлинской IFA — аналогично (смотрите наши репортажи с MWC 2016 и IFA 2015). В случае же с Computex 2016 мы увидели только две глобальные презентации, и обе — компании Asus (одна — мобильного подразделения, другая — суббренда Republic of Gamers).
Стенд Republic of Gamers на Computex 2016
Масштаб самой выставки тоже был несравним с европейскими, хотя экспозиция развернулась сразу в трех зданиях. Стенды расположились на двух этажах Nangang Exhibition Center и на нижних этажах двух строений по соседству со знаменитой башней Taipei 101. Однако, по общей площади Computex 2016 вряд ли могла сравниться хотя бы с тремя залами MWC 2016 (а там всего девять залов!). Да и концентрация известных брендов несопоставима: так, три из четырех залов Computex были заполнены в основном локальными производителями и стартапами.
Найди знакомые бренды!
В общем, выставка явно переживает не лучшие времена. И, тем не менее, она по-прежнему весьма показательна в плане трендов IT-индустрии. По крайней мере, в той части, которая не касается мобильных устройств — по этому направлению организаторы Computex, видимо, решили не конкурировать с MWC и Mobile Asia Expo (еще одна глобальная выставка, появившаяся относительно недавно под эгидой того же альянса GSMA, что делает MWC в Барселоне, но базирующаяся в Шанхае).
Рассказывая вам об MWC, мы отмечали, что главная тенценция этого года — виртуальная реальность (VR). Ничего удивительного, что на Computex именно VR-шлемы и ПК, сконфигурированные для использования с ними, оказались в центре внимания. Так, сразу на нескольких стендах можно было попробовать HTC Vive и Oculus Rift. Причем, если на MWC приходилось для этого либо записываться заранее, либо отстаивать большую очередь, на Computex все было куда демократичнее (причина банальна: самих шлемов — больше, а посетителей выставки — существенно меньше).
Очередной счастливец в HTC Vive
Так, на стенде Asus нам удалось познакомиться с Oculus Rift. Надо сказать, что по общим ощущениям и возможностям для пользователя это очень близко к HTC Vive: у вас тоже в обеих руках по манипулятору, на каждом манипуляторе — ряд кнопок и курок для стрельбы, положение манипуляторов в пространстве отслеживается с помощью базовых станций. Находясь в игре, вы можете стрелять из пистолетов с двух рук, держать двумя руками винтовку, транспортироваться вперед-назад… Разумеется, в любой момент вы можете повернуться, осмотреться… В демке, которую нам поставили, мы находились в пустом вагоне метро, где периодически появлялись различные монстры. Ощущения — очень интересные: подкупает не столько сам игровой процесс, сколько реализм, поскольку вы как будто действительно оказываетесь внутри этого пространства, хорошо знакомого вам по обычной жизни, но наполненного новыми персонажами и непривычными действиями.
Вот такие излучатели использует Oculus Rift для отслеживания движений игрока
Правда, субъективное ощущение от картинки — чуть хуже, чем в HTC Vive. Сеточка пикселей достаточно явно различима. Нельзя сказать, что это очень мешает — вы все равно очень быстро погружаетесь с головой в игровой процесс. Но все же стремиться производителям шлемов еще есть куда. Вероятно, переломным моментом станет появление таких шлемов (и, соответственно, конфигураций ПК), которые будут обеспечивать разрешение 4К на каждый глаз. Сейчас этот показатель около 1080р. Несложно догадаться, что для такого роста необходимо радикальное увеличение производительности. Если исходить из роста в 40–50 процентов каждый год, появления конфигураций с такой производительностью придется подождать несколько лет.
Однако, уже сейчас возможности топовых ПК и ноутбуков превосходят требования лучших шлемов, то есть запас существует. В частности, на MWC 2016 мы увидели новый ноутбук Asus ROG GX800.
Это наследник протестированного нами ранее Asus ROG GX700, но с обновленной начинкой. Теперь здесь используются две видеокарты Nvidia GeForce GTX 1080, работающие в SLI, а экран имеет разрешение 4К. Что самое главное, производительности достаточно для того, чтобы выводить новейшие игры в разрешении 4К с частотой кадров 60 в секунду (по заявлению производителя; проверить это мы, естественно, не могли). В целом концепция модели повторяет предшественника: для максимально эффективной работы необходимо подсоединить ноутбук к док-станции с водяным охлаждением. И это позволит использовать видеокарты и процессор на повышенных частотах — соответствующий профиль можно активировать в настройках ноутбука, без каких-либо дополнительных манипуляций по разгону.
Промо-изображение Asus ROG GX800 с подключенной док-станцией водяного охлаждения
Увы, даты начала продаж Asus ROG GT800 пока еще не известны, а на выставке ноутбук стоял в единственном экземпляре и охранялся бдительными сотрудниками, не приветствовавшими прикосновения к нему. Но никаких сомнений в том, что ноутбук поступит в продажу, нет, равно как нет и иллюзий по поводу массовости такого решения: очевидно, что такие модели делаются в первую очередь для выставок, а не для конечных пользователей.
Вообще, на Computex 2016 было очень много такого, что явно не предполагает широкой продажи (да и вообще какого-либо серийного производства). Например, множество моддинговых корпусов любой степени экстравагантности. Как вам, например, такие красавцы?
Строго говоря, к IT это имеет весьма опосредованное отношение, потому что в большей степени здесь преследуются не инженерные и технологические цели, а сугубо дизайнерские задачи. А максимальным успехом в этой системе координат может считаться большое количество фотографий в популярных инстаграмах IT-блогеров и фоторепортажах СМИ, а отнюдь не продажи.
Многие журналисты шутили, что на Computex в этом году имеет смысл фотографировать корпуса и девушек-моделей на стендах компаний. Остальное — не так интересно. Шутки шутками, но действительно, гуляя по выставочным павильонам, я ловил себя на мысли, что попал не на IT-выставку, а на некое геймерское мероприятие: вокруг — множество моддинговых корпусов, различных демонстрационных стендов, где вы можете поиграть в гонки и прочие игры, требующие особого оборудования, везде реклама на геймерскую тематику и, конечно, симпатичные девушки, привлекающие внимание к стендам компаний.
Кстати, в качестве лирического отступления отметим, что азиатские компании очень любят использовать в рекламных целях моделей европейской внешности (включая русских девушек). Во-первых, они тем самым привлекают больше внимания местных, во-вторых, так проще достучаться до сердец американцев и европейцев (для международных компаний — ключевые рынки), а в-третьих, стандарты красоты в странах, пребывающих под сильным американским влиянием (Япония, Тайвань, Южная Корея), изрядно «европеизированы» — это связано с глобализацией в массовой культуре и моде. Поэтому даже в своих моделях жители этих стран ищут качества, более привычные для европейских и американских девушек и нетипичные для азиаток — высокий рост, крупные глаза…
Но — вернемся к разговору о технике, а не о девушках. Совершенно закономерно игровая тематика доминировала на выставке. Крупнейшие стенды — Asus Republic of Gamers, Acer, MSI, Thermaltake — обязательно содержали геймерские решения, причем нередко именно на них был акцент. Как правило, они довольно непрактичные с точки зрения повседневного неигрового применения, дорогие, с вызывающим дизайном, но — целевую аудиторию привлекают именно такие вещи. Так, компания Acer показала ноутбук Predator 17X, который по ряду параметров может соперничать с Asus ROG GX700 и Asus ROG GX800.
Здесь 17-дюймовый экран IPS 4K, видеокарта Nvidia GeForce GTX980 (не мобильная, но, правда, одна), процессор Intel Core i7–6820HK, есть режим разгона (до 4 ГГц можно разогнать процессор и до 1310 МГц — видеокарту), а также очень эффектная клавиатура с вертикальным рядом дополнительных программируемых клавиш, выделенными клавишами WASD и вынесенными вниз курсорными клавишами.
Впрочем, об этой и других новинках Acer было известно еще до Computex — большинство из них были анонсированы еще в апреле. Здесь же, на Computex, компания Acer не стала делать какие-то глобальные презентации.
Немало эффектных геймерских решений было и на стенде компании MSI — о них вы можете подробно прочитать в этом материале. Например, вот о таком эффектном 17-дюймовом ноутбуке GT73 Titan SLI с двумя видеокартами и 64 ГБ оперативной памяти.
Игровые ноутбуки — одно из главных направлений выставки. И, конечно, все они содержали отметку VR Ready — кажется, это главный тренд в этой сфере. С другой стороны, помимо чисто игрового применения VR на выставке были и попытки продемонстрировать другие перспективы этого направления — например, сделать аттракцион с помощью VR. Посмотрите на этого бедолагу — ему кажется, что он летит на парашюте. Снизу установлены вентиляторы (один из них виден на фото в нижнем левом углу), а остальные части конструкции призваны максимально реалистично изображать парашют. Этот аттракцион под названием Para Parachute — плод сотрудничества компаний Revresh и Oculus (в системе используется Oculus Rift).
Со стороны все это выглядит забавно. Но, с другой стороны, можно предположить, что для самого пользователя аттракциона острота ощущений практически равна настоящему прыжку с парашютом — мозг в VR-шлеме обманывается очень легко, а тут еще и добавляются физические ощущения (висение в воздухе, осязание элементов конструкции парашюта, потоки воздуха от вентиляторов). Такие аттракционы — еще одна большая сфера, где могут быть использованы VR-технологии. Понятно, что это решение не для частных пользователей — вряд ли кто-то будет такое ставить до