Xoтя чeрeз интeрнeт, сaмo сoбoй, сoбирaть дeньги удoбнee, в пeрвый гoд бoльшинствo пoжeртвoвaний были сдeлaны личнo, в oффлaйнe. Пoдoшёл сeрвис Яндeкс.Дeнeг yasobe.ru — прoстaя стрaницa дeлaeтся зa 5 минут, мoжнo жeртвoвaть с кaрт или кoшeлькa нa Яндeксe. Вeлoсипeды в гoрoдe
В пeрвый гoд прoкaт рaбoтaл абсолютно стихийно, свободно: велосипед можно было найти на улице, проехаться, оставить для следующего желающего. В первую очередь — меня. Но такой же бесплатный и доверительный. На эти деньги поставили в центральном районе города 12 велопарковок. Получилось собрать 30 000 рублей с трёх спонсоров: помогли магазин настольных игр «Хобби геймс», интернет-аукцион «Ау.ру» и Информационное агентство «Пресс-лайн». Идея бесплатного проката появилась в 2013 году — меня вдохновили сразу несколько историй: о голландском контркультурном сообществе «Provo» (его участники в 1960-хвыступали за запрет автомобилей в центре Амстердама и предоставление 20 000 бесплатных белых велосипедов жителям города — прим.ред.), бесплатном прокате в Питере и муниципальных прокатах в Европе. Реклама велосипеда
Я уверен, что чувство ответственности есть у большинства людей. Горожане приносили в мастерскую запчасти и велосипеды в разном состоянии. Мы просили всех, кто прокатился, писать об этом в интернете. Помещение под мастерскую нам дали в культурном пространстве «Каменка». Всегда будет некоторая часть тех, кто может разворовать, сломать и испортить — с этим нужно просто уметь жить и работать. Сунулся на Planeta.ru. В итоге за сезон мы сделали и выпустили 30 велосипедов. Когда собрали нужную сумму и запчасти, начали ремонтировать старые велосипеды, которые пожертвовали горожане. Кажется, что для жертвующего в этом есть отдельная приятность — положить 100 рублей в осязаемую «общую копилку».
В соцсетях мы призывали жертвовать не только деньги, но и старые велосипеды. По нашим ощущениям, каждая партия из 10 велосипедов каталась по городу неделю. Сказали, что будем делать бесплатный велопрокат в городе и предложили скинуться на кошелёк или отдать деньги в офлайне.
«Бесплатные велосипеды» — мой первый опыт краудфандинга, раньше деньги никогда не собирал. 2 600 — из двух. Планета не подошла: час уходит на составление страницы, потом дни на согласование с менеджером сервиса и прочие формальности. В Санкт-Петербурге и Москве уже несколько лет работает сеть городского велопроката. Посчитал, что на один велик нужно примерно 1 300 рублей. На эти деньги покупали новые велосипеды. Изучили чужой опыт, и решили по примеру голландцев из Provo красить бесплатные велосипеды в белый цвет, чтобы их легко было отличить на велостоянках.
Деньги на «Бесплатные велосипеды»
Первым делом мы сделали группу в ВК, пригласили друзей, разослали письма в местные СМИ.
Начали придумывать название: выдумывали и миксовали слова, потом стало ясно, что лучшее название для бесплатных велосипедов — просто «Бесплатные велосипеды». Мы поставили стеклянные банки для пожертвований в парке, кафе и магазинах, через них собрали где-то 2000 рублей. В следующем году повторили, немного скорректировав: были совсем «свободные» велосипеды и контролируемый прокат — заходишь в книжный магазин, тебя фотографирует сотрудник магазина, берёшь ключ, катаешься, возвращаешь туда же.
В этом году — только фиксированный прокат, потому что велосипедов осталось немного. Третий сезон
Этим летом мы открывали уже третий сезон «Бесплатных велосипедов» — некоторые велосипеды нуждались в серьёзном ремонте. Остальные запчасти покупали, на пожертвования тоже. Вообще, я люблю называть этот проект «рекламой велосипеда»: за первый сезон, в 2013 году, в Красноярском медиапространстве слово «велосипед» звучало так часто, как не звучало никогда. Через него собралось 3 000, в плюс полторы оффлайне, вот и хватило на три велосипеда, которые сейчас в прокате. Потом пропадала. Поэтому я снова решил организовать сбор. Единственный способ отслеживать, есть ли ещё велики на улицах — сообщения в соцсетях с хэштэгом #бесвел. Единственное условие: постараться не повредить велосипед и отметить на ВК-страничке проекта точку, где оставили его.
Иван Санников, который затеял и воплотил эту историю в жизнь, по просьбе Яндекс.Денег поделился опытом краудфандинга, изменившего жизнь Красноярска.
Фото — Катя Медведева
Идея проекта
Я работаю коммерческим писателем, а вообще мне нравится придумывать и делать смешные или серьезные проекты, которые меняют городскую среду и радуют людей. 10 400 — из всех, что есть. И моя сумма для Планеты — это мелко, того не стоит, она отлично подходит для больших целей и более длительных проектов. Жители Красноярска пошли дальше и самостоятельно организовали бесплатный прокат велосипедов: велик можно взять в центре города, покататься и ничего за это не платить. К концу сезона осталось три велосипеда, но проект сделал большое дело — много неравнодушных людей вместе собрал, сдвинул с мёртвой точки велосипедизацию в городе и много кого повеселил. И решил так: соберу 1 300 рублей — будет прокат из одного велика. А ещё мы выиграли грант Красноярского молодежного форума — 100 000 рублей. Были и такие, что на ходу — нужно только покрасить, смазать, колеса накачать. Собирать велосипеды приходили помогать все, кто хотел. А были такие, от которых брали только раму, например. Кроме того, мы обзванивали организации и предлагали им выступить спонсорами проекта. Мне же нужно было быстренько собрать меньше десяти тысяч за месяц. Велик можно было опознать по цвету и табличке с инструкцией. Той зимой мы с подругой Сашей обсуждали проект в Питере — и вместе решили повторить его в Красноярске. Взамен мы рассказывали про спонсоров в нашей группе, клеили на велосипеды их логотипы.