Компактная фотокамера премиум-класса Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV, которая претендует на «профессиональные возможности в компактном корпусе»

Содержание
Если не ошибаюсь, первая модель Sony Cyber-shot DSC-RX100 довольно скоро получила прозвище «рыкса», позаимствовав прозвище у неслабого автомобиля Mazda RX-8. Может, конечно, у предшествующей модели Mazda RX-7, но здесь, думаю, надо остановиться, ибо есть опасность копать до Рыксы Лотаргинской, но ничего не выкопать.
Вернемся к моделям Sony. Рыкса DSC-RX100 стала, конечно, очень заметным явлением. Не все ее купили, но я помню много людей, которые собирались это сделать. Или очень хотели. Но уж больно кусалась цена: примерно 25 000 в 2012 году за компактную камеру. Это же не айфон, чтобы выкладывать такую сумму! Но все равно многие хотели купить, про камеру ходили слухи, что на дюймовой матрице она творит чудеса и снимает не хуже зеркалки. И все потому, что Sony другим отдает матрицы второго сорта, а себе оставляет первого…
 
Sony RX100
Sony RX100 II
Sony RX100 III
Sony RX100 IV
Дата анонса
июль 2012
июнь 2013 май 2014
июль 2015
Влаго- и пылезащита корпуса
нет данных
Матрица
Exmor R CMOS, 20 Мп, 1″
Exmor RS CMOS20 Мп, 1″
Объектив
Vario-Sonnar T, f/1.8–4.9, 28–100mm
Vario-Sonnar T, f/1.8–2.8, 24–70mm
Минимальное расстояние фокусировки
от 5 см в широкоугольном положенииот 30 см в положении «теле»
Чувствительность, ISO
100 — 25 600
160 — 12 800100 — 25 600 *
125 — 12 80080 — 25 600 *
Автофокус (с определением лиц)
контрастный
Экран
RGB, 3″, 1 228 800 точек, фиксированный
RGB, 3″, 1 228 800 точек, откидной
Видоискатель
нет
опция (электронный)
OLED, 1 440 000 точек, 100%, 0,59x
OLED, 2 360 000 точек, 100%, 0,59x
Скорость серийной съемки
10 fps
16 fps
Видео
1920×1080 50p
3840×2160 30p
Стабилизатор
оптический
Процессор
Bionz
Bionz X
Затвор
30 — 1/2000, механич.
30 — 1/2000, механич., до 1/32000 электрон.
Карты памяти
SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Wi-Fi / USB / GPS
опция / USB 2.0 / нет
встроенный / USB 2.0 / нет
Ресурс аккумулятора (стандарт CIPA)
330
350
320
280
Размеры, вес
102×58×36 мм, 240 г
102×58×36 мм, 281 г
102×58×38 мм, 290 г
102×58×41 мм, 298 г
Цена
T-8270355
T-10405658
T-10846608
T-12767152
Потом Sony Cyber-shot DSC-RX100 стала эволюционировать — каждый год появлялась новая модификация. В таблице выше хорошо видно, что новенького появлялось в каждой модели. RX100 III получила новый светосильный объектив. С меньшим диапазоном фокусных расстояний, но зато с более широким углом (ЭФР = 24 мм) и светосилой f/2,8 в положении «теле». Кроме того, у третьей «рыксы» появился встроенный OLED-видоискатель и более мощный профессор Bionz X. А у четвертой — многослойная матрица Exmor RS CMOS, электронный затвор, возможность снимать 4K-видео и серийная съемка до 16 fps. Но за это пришлось расплачиваться: ресурс аккумулятора упал до 280 кадров по стандарту CIPA, а вес увеличился до 298 граммов. И еще заметно выросла цена. Размеры модификаций, конструкция корпуса, диапазон чувствительности ISO — все это менялось несильно.
Мы не будем расписывать все достоинства новинки, их можно найти на сайте Sony, там очень подробно и по делу рассказывается обо всех новых возможностях. А наше дело — выявить то, что мы можем выявить в тестах. В конце концов, видео с суперзамедлением до 40 раз — это важно и прикольно, но Homo Photos (человек фотографирующий) больше всего интересуется шумами и точностью автофокуса. Хотя некоторые возможности Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV исключительно интересны — например, возможность снимать фотографии с разрешением до 17 Мп во время видеосъемки без негативных последствий для видео.
Основные характеристики
Корпус, защита
Металлический сплав, данных по защите нет
Объектив
Vario-Sonnar T, f/1.8–2.8, 8.8–25.7mm, экв. фокусное расстояние — 24—70 мм
Матрица
Матрица 20 Мп, Exmor RS CMOS, 1″ (13,2×8,8 мм); коэффициент пересчета фокусного расстояния — 2,73
Светочувствительность
ISO 125 — 12 800, в расширенном режиме — ISO 80 — 25 600
Управление фокусировкой
Контрастный автофокус с функциями «распознавание лица» и «фокусировка по глазам»
Управление экспозицией
Управление экспозицией TTL, мультисекторный, матричный
Экран
3,0 дюйма RGB, 1 228 800 точек, откидной. Угол обзора ≈170°, покрытие кадра ≈100%
Видоискатель
Электронный, OLED, 2 360 000 точек, покрытие кадра ≈100%, увеличение ≈0,59x
Стабилизация изображения
В режиме фото: оптическая. В режиме видео: интеллектуальная стабилизация (оптическая с электронной компенсацией искажений)
Режимы съемки

Интеллектуальный авторежим / Суперавторежим;
PASM (фото, видео);
Режим вызова из памяти (MR) 1,2,3;
Панорама;
Выбор сцены.

Серийная съемка
До 16 кадров в секунду
Затвор
Механический: 30 — 1/2000 с, электронный 30 — 1/32 000 с Формат файлов
JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит, несжатый), RAW + JPEG
Видео
Максимальное разрешение 4K, 3840×2160 30p в формате XAVC, съемка Full HD — возможна в формате AVCHD вер. 2.0
Память
1 универсальный слот: SD / SDHC / SDXC, Memory Stick Pro Duo / Pro-HG Duo
Источник питания
Литий-ионная аккумуляторная батарея NP-BX1 (≈280 кадров по стандарту CIPA)
Размеры, вес
101,6 × 58,1 × 41,0 мм; 298 г (включая вес батареи и карты памяти)
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак»
нет
Встроенная вспышка
есть, ведущее число до 10,2 (ISO Auto)
Подсветка автофокуса
есть
Брекетинг
По экспозиции, по балансу белого, по параметрам DRO (оптимизатора динамического диапазона)
Интерфейс

Мультиразъем/разъем Micro-USB, высокоскоростной USB (USB 2.0);
Micro-HDMI;
Wi-Fi (IEEE802.11 b/g/n, диапазон 2,4 ГГц);
NFC.

Wi-Fi / USB / GPS
Встроенный модуль / USB 2.0 / нет
Автоспуск

10 / 5 / 2 с.
3 или 5 последовательных кадра с задержкой 10 / 5 / 2 с.
Кадры с брекетингом с задержкой 10 / 5 / 2 с.

Форматы съемки
JPEG, 3:2 — 20 Мп (5472×3648), 4:3 — 18 Мп (4864×3648), 16:9 — 17 Мп (5472×3080), 1:1 — 13 Мп (3648×3648)
Особенности

Процессор Bionz X.
Антидисторсионный электронный затвор с минимальной выдержкой 1/32000 с.
Автофокусировки по глазам.
Дистанционное беспроводное управление съемкой.
Полноценная фотосъемка в режиме видеосъемки, в том числе автоматическая (интервальная).

Количество функций Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV очень велико. Некоторые видны в паспортных характеристиках, с некоторыми мы познакомимся в следующей главе, постараемся ничего интересного не пропустить. Но охватить все просто невозможно. Кроме того, мы не будем подробно останавливаться на возможностях видео, поскольку Сергей Мерьков недавно протестировал DSC-RX100 IV в разделе «Цифровое видео».
Но главное, что вырисовывается (особенно если проследить историю развития камер Sony DSC-RX100):
Производитель считает дизайн и конструкцию камеры удачными, старается их не трогать (помните анекдот про программиста, который велел сыну не трогать Солнышко, если оно работает?).
При этом растет плотность конструкции и монтажа электроники, камера становится тяжелее, растет ее энергопотребление. Отчасти это связано с появлением видоискателя с очень высоким разрешением, но только отчасти — параметры основного экрана не изменились, а количество кадров, которые камера может отснять без видоискателя все равно снизилось.
И, конечно, сделано все возможное, чтобы использовать электронную начинку камеры по полной программе. Разумеется, мы посмотрим, на что способен многослойный сенсор Exmor RS, но его размеры остались прежними, по площади в 3,6 раза меньше, чем APS-C, так что на низкий уровень шумов сложно рассчитывать.
Этот недостаток Sony пытается исправить за счет светосильной оптики, хорошей стабилизации, фильтрации шумов. Все это старые рецепты, но Sony старается из старого сделать новое — если все характеристики приподнять процентов на 10–15, мы получим качественно новый продукт.
Кроме того, сам вектор камеры устремлен в будущее. Скорее всего, опыт общения со смартфонами приведет к тому, что новое поколение фотолюбителей будет относиться к фотокамере, как к еще одному смартфону, на который можно и нужно устанавливать новые программы (в частности, средства общения с социальными сетями). Который просто обязан общаться с ноутбуком и планшетом по Wi-Fi. Который будет подталкивать потребителя к видео с разрешением 4К, и получать команды от внешних устройств по каналу «меток» NFC.
То, что некоторые эти технологии останутся нишевыми или вовсе канут в лету, никого не смущает. Будущее надо показывать здесь и сейчас. Даже если цена камеры при этом неслабо растет.
Впрочем, не будем делать окончательные выводы, давайте займемся более плотным знакомством с четвертой «рыксой».
Конструкция, дизайн, управление
Когда мы примериваемся к зеркалке или крупной беззеркалке, можно говорить о «хвате» и «чувствах руки». Применительно к Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV (и многим дорогим компактам) такой разговор не имеет особого смысла. Их корпус — это просто «коробочка», разве что покрытая нескользящим, «непотеющим» покрытием. Хотя назвать такой аппарат «мыльницей» язык не повернется.

Телескопический объектив камеры в положении «теле» сильно выдвигается за пределы корпуса. В выключенном состоянии камера закрывает переднюю линзу автоматическими шторками.

Самая главная функция передней панели — зумирование. Либо резкое с помощью верхнего рычажка, либо плавное с помощью кольца управления (вокруг объектива).В сочетании с управляющими кнопками кольцо управления позволяет быстро выбрать нужный параметр.

Разъемы закрываются легкой (но надежной) крышкой. Метка Wi-Fi напоминает, что провода сегодня использовать не обязательно. Разве что при зарядке камеры.Рядом мы видим кнопку «Видео» и кусочек покрытия под большой палец, улучшающего хват (все-таки какой-то хват у камеры есть).

Здесь мы можем рассмотреть конструкцию откидного экрана. Кажется, еще третья модель DSC-RX100 получила селфи-экран (с поворотом до 180 градусов вверх для автопортретов).Но сенсорным экран при этом не стал. Что, согласитесь, странно, если вектор камеры направлен в будущее.

Управление на задней панели традиционно не только для компактов Sony, но для компактов вообще (премиум-класса, не ниже). Мультиселектор совмещен со вторым управляющим кольцом. Значки по краям подсказывают, что нажатие селектора вызовет установки: режима протяжки, выбор информации на дисплее, режим вспышки и экспокоррекцию.Назначение кнопок Fn, Menu, Play и «Корзина» понятны. Кнопка «С» (пользовательская) — по сути еще одна функциональная кнопка, к которой можно привязать полюбившиеся функции. Но основное ее назначение — управление пользовательскими настройками.

С левого борта мы видим рычажок выброса видоискателя. И ниже — значок NFC. У меня нет статистики, насколько эта технология востребована. Одни ее любят и пользуются, другие — пробовали, им не понравилось. Хотя возможность установить связь между камерой и смартфоном в одно касание — привлекательна.Здесь хорошо видно, что OLED-видоискатель камеры не только выбрасывается из корпуса камеры, но еще и выдвигается назад. Конструкция внешне несколько странная (идет против японского правила «Не все красивое правильно, но все правильное красиво»).

А вот так выглядит внешняя панель без выброса вспышки и видоискателя.Как видите, в сложенном состоянии объектив почти полностью убирается в корпус и закрывается автоматическими шторками. Кольцо управления вокруг объектива — довольно удобный инструмент. Впрочем, подобные конструкции появились еще до первой «рыксы».

На верхней панели мы еще не отметили кнопку включения и рычажок выброса вспышки. И главный элемент верхней панели — диск режимов съемки, которые предоставляет на выбор:
Auto — интеллектуальный авторежим с определением сцены. При включении режима «Суперавто» камера создает комбинированные (наложенные наподобие HDR) кадры повышенного качества.
Классику PASM, которая обеспечивает не только фото, но и видеосъемку.
MR — оригинальный режим Memory Recall (как в калькуляторе). Это вызов запомненных (часто используемых) настроек.
Видео.
HFR — замедленная видеосъемка с выбором частоты кадров.
Панорама.
SCN — выбор сцены.

И наконец, на нижней панели мы видим «бюджетный» вариант расположения слотов для аккумулятора и карты памяти — в одном флаконе.Конечно, это не стремление создать конструкцию подешевле, это стремление к сверхминиатюризации.
Давайте поставим промежуточный диагноз:
Sony Cyber-shot DSC-RX100 IV камера с очень высокой плотностью монтажа. Даже более высокой, чем у предыдущих представителей серии RX100. Это в общем хорошо, компактная камера все равно не стала весить больше 300 грамм, но запас энергии она расходует быстро: с экраном можно отщелкать только 280 кадров, с видоискателем — всего 230.
Судя по количеству режимов съемки и по паспортным данным количество функций RX100 IV очень велико, но внешний интерфейс не выглядит перегруженным. После знакомства с меню, мы сможем судить, насколько удачно организовано взаимодействие внешнего управления с функциями меню.
О вкусах не спорят, но я слышал мнение нескольких фотографов, что дизайн камер Sony не слишком удачный. Как «на глаз», так и по ощущениям «камера в руках». Может, мне просто не повезло с выборкой, так что настаивать на этой точке зрения просто не имею права. И все же есть некоторые очевидные вещи. Видоискатель RX100 IV по удобству использования нельзя сравнить не только с видоискателями зеркалок, но даже с электронными видоискателями беззеркалок. Например, как у недавно протестированной у нас Fujifilm X-T10. Правда, эта беззеркалка и крупнее, и тяжелее RX100 IV. Здесь возникает вопросы: «А нужно ли так гнаться за миниатюрностью камеры, если это идет во вред удобству?», «Может, лучше было не впихивать видоискатель в камеру, а оставить вариант второй «рыксы» — вспышку слева, а посередине «горячий башмак» и видоискатель как опцию?»
Это только вопросы. Надеюсь, Sony знает, что делает. А ответ на действия этой неслабой компании даст рынок. Мы же перейдем к изучению меню четвертой «рыксы»:
Итак, несложно заметить, что функционал RX100 IV рассчитан на продвинутого любителя. Им просто необходимо быть, чтобы освоить многочисленные возможности, а не оставаться в «зеленой» автоматической зоне. Хотя даже в этой зоне придется сделать выбор: работать в обычном «Интеллектуальном авто» или в «Суперавто». И для приведения камеры в боевую готовность (выбор наиболее востребованных функций, отработка приемов по переключению из режима в режим и т.д.) надо знать фотодело. Иначе большая часть функций RX100 IV не будет востребована.
Sony сделала немало, чтобы уместить немалые возможности RX100 IV в относительно компактный и легкий корпус. Но все-таки мысль о том, стоит ли такая игра свеч, посещала меня не раз и не два. Можно назвать несколько моделей беззеркалок, которые вместе с универсальным объективом обеспечивают практически такой же функционал, но оснащены матрицей »4/3» или APS-C. Корпус которых чуть побольше, но намного удобнее в съемке, а вес — больше на 100 граммов. И цена более щадящая. Разве что видео в разрешении 4K эти камеры не пишут. Но востребованность 4K на сегодняшний день — сомнительная.
Вот такие «мысли вслух» можно произнести после шапочного знакомства с четвертой «рыксой». Перед тем как перейти к «Конкуренты» я еще раз повторю, что на записи видео я почти не останавливался, поскольку, как уже было сказано, как видеокамера четвертая «рыкса» уже изучена и протестирована в нашем разделе «Цифровом видео».
Прямых конкурентов у Sony DSC-RX100 IV нет, по возможностям эта камера конкурирует не с компактами премиум-класса, а с беззеркалками, причем довольно дорогими. Поэтому мы выбрали альтернативные варианты по принципу «что можно купить за те же деньги (плюс-минус 20 процентов), относительно компактное и сразу со стандартным объективом». И в итоге получили такой список:
Sony RX100 IV и конкуренты

FujifilmX-E2 Kit
FujifilmX-T10 Kit
Olympus OM-DE-M5 Mark II Kit
Panasonic LumixDMC-G7 Kit
SonyDSC-RX100 IV
Матрица
16 Мп APS-CX-Trans II CMOS
16 Мп APS-CX-Trans II CMOS
16 Мп 4/3″Live Mos
16 Мп 4/3″Live Mos
20 Мп, 1″Exmor RS CMOS
Объектив
Съемный, Fujinon XF09–55 мм F2.8–4 R LM OISЭФР — 27—84 мм
Съемный, Fujinon XF09–55 мм F2.8–4 R LM OISЭФР — 27—84 мм
Съемный, Olympus ED 12–50mm f/3.5–6.3 EZЭФР — 24—100 мм
Съемный, Panasonic 14–42mm f/3.5–5.6 AsphericalЭФР — 24—84 мм
Несъемный, Vario-Sonnar T f/1.8–2.8ЭФР — 24—70 мм
Автофокус
TTL, гибридный
TTL, гибридный
TTL, гибридный
TTL, гибридный
TTL, контрастный
Чувствительность
200 — 6400100 — 25 600*
200 — 6400100 — 51 200*
200 — 25 600100 — 25 600**
200 — 25 600100 — 25 600**
125 — 12 80080 — 25 600**
ЖК-экран
3,0″ RGB1 040 000фиксированный
3,0″ RGB920 000откидной
3,0″ RGB1 040 000откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB1 040 000откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB1 228 800откидной
Видоискатель
OLED 2 360 000≈100%, ≈0,64x
OLED 2 360 000≈100%, ≈0,62x
TFT 2 360 000≈100%, ≈0,74x
TFT 2 360 000≈100%, ≈0,70x
OLED 2 360 000≈100%, ≈0,59x
Затвор
мех. 30–1/4000Х-sync 1/180 с мех. 30–1/4000Х-sync 1/180 сэлектрон.1/2500 — 1/32000 с мех. 30–1/8000Х-sync 1/180 сэлектрон.1/320 — 1/16000 с мех. 60–1/4000Х-sync 1/160 сэлектрон.1 — 1/16000 с мех. 60–1/2000Х-sync N/D ****электрон.30 — 1/32000 с Встроенная вспышка
вед. число число 7(ISO 200)
вед. число число 7(ISO 200)
нет ****
вед. число 9,3(ISO 200)
вед. число до 10,2(ISO Auto)
Стабилизатор
в объективе
в объективе
матричный
в объективе
матричный
Серийная съемка
≈7,0 fps
≈8,0 fps
≈10,0 fps
≈7,0 fps
≈16,0 fps
Wi-Fi / USB / GPS
встроенныйUSB 2.0нет
встроенныйUSB 2.0нет
встроенныйUSB 2.0нет
встроенныйUSB 2.0нет
встроенныйUSB 2.0нет
Видео
1920×108060p
1920×108060p
1920×108060p
3840×216030p
3840×216030p
Запас аккумулятора
350 кадров
350 кадров
310 кадров
360 кадров
280 кадров
Размеры, вес
129×75×37350 г
118×83×41381 г
124×85×37496 г
125×86×77410 г
102×58×41298 г
Размеры и вес объектива
∅65×70, 310 г
∅65×70, 310 г
∅57×83, 211 г
∅61×64, 165 г

Ориентировочная цена
T-10548232
T-12562537
T-12114519
T-12705460
T-12767152
* Расширенный диапазон ISO, без возможности снимать в RAW.** Расширенный диапазон ISO.*** На ресурсах Sony не указывается. По непроверенным данным — 1/800 секунды, применительно к электронному затвору.**** В комплекте камеры — компактная внешняя вспышка, вед. число 12,9 (ISO 200).
После просмотра таблицы становится понятен расчет Sony в создании и развитии серии RX100:
Размер сенсора выбран такой же, как у беззеркалок Nikon, в два раза меньше по площади, чем Four Thirds.
Беззеркалки Nikon высоким качеством картинки не страдают, но камеры Olympus и Panasonic, оснащенные матрицами Four Thirds, выдают качество достойное, соизмеримое с тем, что дают аппараты APS-C (хотя по площади на треть меньше).
Значит, если приложить некоторые усилия, можно от дюймового сенсора добиться неплохих результатов.
Для этого надо снабдить камеру светосильным объективом, который даст выигрыш в 1 или 2 ступени EV. И в равных условиях RX100 позволит снизить чувствительность на 1 или 2 ступени.
Кроме того, матрица Exmor RS CMOS превосходит аналоги, меньше шумит. Это дает еще некоторый выигрыш.
Мы создадим камеру дорогую, но очень компактную и легкую. Возможности ее будут — как у продвинутых беззеркалок. Оптика будет несъемная, но очень качественная.
И аналогов у нашей камеры не будет.
Расчет вполне здравый. Но и цена для потребителя рисуется немалая. Едва ли за Sony RX100 потянутся другие производители, это продукт, скажем так, нишевый. Но, если расчет верный, и камера, действительно, выдает снимки достойного качества, у нее найдется свой потребитель.
Так что теперь нам осталось проверить, насколько высокое (или низкое) качество снимков дает Sony DSC-RX100 IV?
Качество изображения — разрешение и шумы
К сожалению, я не нашел точный текст одного поста на форуме, но смысл его был такой: «Тоже мне, открыли Америку. Сравнили две камеры. Матрицы у них одинакового размера, но у одной разрешение выше, у другой ниже. И получили «результат»: оказывается, если разрешение ниже, то матрица шумит меньше. Кто же этого не знает!!!»
Да, это знают все. Априори можно поставить диагноз (то есть прикинуть, насколько высоки шумы) по размеру и разрешению матрицы. Но если следовать этой логике до конца, тогда получится, что все матрицы одинакового размера и разрешения шумят одинаково, а это не так. Неплохое доказательство того, что матрицы бывают разными, мы увидим в этом тесте. Хотя (это тоже знают все) даже совершенно идентичные матрицы в разных камерах дают разные результаты. Даже на уровне RAW результат зависит от электроники и ПО, а на уровне JPG с включенным фильтром шумов эта зависимость еще выше, поскольку картинка обрабатывается шумодавом.
Sony RX100 IV, RAW
Sony RX100 IV, JPG

Напомню, что наша методика определяет уровень шумов и разрешения на разных значениях чувствительности в диапазоне ISO 100 — 6400. Как несложно догадаться, качество тестовых снимков прямо пропорционально разрешению и обратно пропорционально уровню шумов.
На приведенных графиках мы видим, как по мере увеличения чувствительности разрешение снижается (верхние линии), а шумы растут (нижние линии). Синие линии показывают уровень разрешения и шумов в хорошо освещенных сценах (Light), темно-красные — в затемненных сценах (Dark). Левый график дает показатели RAW с выключенным фильтром шумов, правый — показатели JPG с включенным фильтром.

Nikon 1 V318 Мп, сенсор 1″
 
Light
Dark
Avr
R
10,41
9,38
9,89
RR
0,57
0,51
0,54
N
4,14
6,44
5,29
RN
2,51
1,46
1,87

Sony RX100 IV20 Мп, сенсор 1″
 
Light
Dark
Avr
R
14,16
11,50
12,83
RR
0,71
0,57
0,64
N
3,00
4,94
3,97
RN
64,72
2,33
3,23

Nikon D550024 Мп, сенсор APS-C
 
Light
Dark
Avr
R
15,49
12,99
14,24
RR
0,65
0,54
0,59
N
2,37
4,23
3,30
RN
6,53
3,07
4,32

Давайте посмотрим на результаты Sony DSC-RX100 IV в сравнении с результатами двух других фотокамер — зеркалкой Nikon D5500 (матрица APS-C, 24 Мп) и беззеркалкой Nikon 1 V3 (матрица 1 дюйм, 18 Мп). По размеру матрица Nikon 1 V3 такая же, как и матрица Sony DSC-RX100 IV, а по разрешению — чуть уступает. 18 и 20 мегапикселей — это величины одного порядка, но (это все знают) меньшая должна меньше шуметь. Правда, на деле оказывается, что 20-мегапиксельная матрица Exmor RS CMOS дает более низкий уровень шумов, чем матрица Nikon 1 V3.
Итак, показатели Sony DSC-RX100 IV следующие:
Показатель RR — количество различимых пикселей относительно размера матрицы у RX100 IV выше, чем Nikon D5500 (в среднем 0,64 против 0,59), и заметно выше, чем у Nikon 1 V3 (0,64 против 0,54).
По шумам DSC-RX100 IV уступает Nikon D5500 примерно на 0,7 балла. Это ощутимый проигрыш, но не будем забывать, что Nikon D5500 обладает матрицей APS-C (в 3,6 раза большей по площади).
Зато выигрыш у Nikon 1 V3 очевиден. Четвертая «рыкса» на дюймовой матрице добилась очень впечатляющих результатов, по уровню шумов она выигрывает у Nikon 1 V3 полтора балла в темных сценах и более 1 балла в светлых.
Значит, к тому, что знают все, надо добавить новую истину: «все матрицы равны, но некоторые матрицы равнее». Давайте рассмотрим эту истину в деталях. Сначала для сравнения мы хотели взять Nikon D7200, но этой зеркалке героиня нашего теста проигрывала слишком сильно. А на фоне фотокамеры чуть выше начального уровня — Nikon D5500 — героиня нашего теста смотрится вполне достойно. И совсем достойно она смотрится на фоне беззеркалки Nikon 1 V3 c дюймовым сенсором.
 
Nikon 1 V3RAW, фильтр шумов выкл.светлая сценаR=11,60 — N=3,96 — RN=3,01
Sony RX100 IVRAW, фильтр шумов выкл.светлая сценаR=15,08 — N=2,96 — RN=5,09
Nikon D5500RAW, фильтр шумов выкл.светлая сценаR=16,64 — N=2,13 — RN=7,56
ISO3200

ISO6400

ISO12 800

Здесь мы видим относительный выигрыш DSC-RX100 IV по разрешению, процент различимых пикселей у нее выше, чем у 24-мегапиксельной Nikon D5500. А по шумам «рыкса», конечно, проигрывает. Но, повторимся, делает это достойно. Все-такие исходный позиции не равны, здесь дюймовая матрица сражается с APS-C.
Если же сравнить DSC-RX100 IV и Nikon 1 V3, то выигрыш «рыксы» очевиден — и по разрешению, и по шумам. В светлой сцене DSC-RX100 IV опережает Nikon 1 V3 на целый балл — уровень шумов 2,96 против 3,96. Это очень заметный разрыв. Конечно, мы держим в уме, что DSC-RX100 IV почти вдвое дороже Nikon 1 V3, если точно — на 75 процентов. Но картинки серии RAW-Light показывают, что «рыкса» ест хлеб не зря.
Давайте посмотрим, что творится в затемненной сцене RAW-Dark, камеры всех классов на длинных выдержках шумят сильнее, чем на коротких.
 
Nikon 1 V3RAW, фильтр шумов выкл.темная сценаR=10,78 — N=5,81 — RN=1,86
Sony RX100 IVRAW, фильтр шумов выкл.темная сценаR=12,57 — N=4,96 — RN=2,52
Nikon D5500RAW, фильтр шумов выкл.темная сценаR=14,11 — N=4,41 — RN=3,20
ISO3200

ISO6400

ISO12 800

Здесь преимущества большой матрицы (APS-C) более очевидны. Относительное разрешение «рыксы» снижается до 63% — столько пикселей матрицы остаются различимыми. А шумы вырастают почти до 5 баллов. Это предел, после которого картинка теряет все намеки на качество, становится просто безобразной на чувствительности выше ISO 3200. Но на этой пороговой чувствительности картинка от «рыксы» худо-бедно смотрится. Хотя, конечно, сильно уступает картинке Nikon D5500.
Зато, если сравнить шумы Sony DSC-RX100 IV с шумами Nikon 1 V3, можно еще раз убедиться в достоинствах матрицы Exmor RS CMOS. Если шумы Sony в темной сцене приближаются к 5 баллам, то шумы Nikon 1 V3 — к 6 6аллам. С таким уровнем шумов камера не вытягивает картинку даже на ISO 1600.
Теперь можно посмотреть на что способен шумодав Sony DSC-RX100 IV. Сначала в светлой сцене.
 
Nikon 1 V3JPG, фильтр шумов вкл.светлая сценаR=9,22 — N=4,42 — RN=2,08
Sony RX100 IVJPG, фильтр шумов вкл.светлая сценаR=13,25 — N=3,05 — RN=4,35
Nikon D5500JPG, фильтр шумов вкл.светлая сценаR=14,89 — N=2,61 — RN=5,70
ISO3200

ISO6400

ISO12 800

Здесь мы видим уровень шумов порядка трех баллов. Это немало, но даже на ISO 12800 картинка Sony DSC-RX100 IV не превращается в «месиво». А на ISO 3200 хоть и смотрится хуже, чем картинка Nikon D5500, но явно переворачивает представление о возможностях дюймовой матрицы. Чтобы убедиться, надо посмотреть, как на высокой чувствительности (от ISO 3200) работает Nikon 1 V3.
Шумы Sony DSC-RX100 IV в сцене JPG-Light на полтора балла ниже чем у Nikon 1 V3. И это говорит о довольно высоком качестве шумодава — и о качестве алгоритмов, и о производительности процессора Bionz X, который эти алгоритмы вытягивает.
Теперь нам осталось посмотреть на работу Sony DSC-RX100 IV в затемненной сцене JPG-Dark, и можно будет переходить к окончательным выводам.
 
Nikon 1 V3JPG, фильтр шумов вкл.темная сценаR=9,38 — N=6,44 — RN=1,46
Sony RX100 IVJPG, фильтр шумов вкл.темная сценаR=10,43 — N=5,87 — RN=1,78
Nikon D5500JPG, фильтр шумов вкл.темная сценаR=11,87 — N=4,05 — RN=2,93
ISO3200

ISO6400

ISO12 800

Здесь мы видим довольно неприглядную картинку с шумами порядка 6 баллов и довольно низким разрешением (50% различимых пикселей). Но если сравнить ее с картинкой Nikon D5500, мы поймем, что Sony DSC-RX100 IV приближается к уровню чуть продвинутой зеркалки. Это качественный рывок, который хоть и стоит немало (цена Sony DSC-RX100 IV велика), но доказывает, что цифровые камеры еще будут нас удивлять, им есть куда расти.
На фоне результатов Nikon 1 V1 «Рыкса IV», конечно, смотрится неплохо. Но эта картинка точно говорит, что длинные выдержки на высокой чувствительности лучше не применять. Впрочем, и для зеркалки начального уровня уровень ISO 3200 на длинных выдержках — запредельная чувствительность.
Но сейчас нас больше интересует, какую картинку выдает Sony DSC-RX100 IV. Если рассмотреть разные фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях, представление о работе «Рыксы IV» станет более полным.
Итоги тестирования мы потихоньку перемещаем в таблицы. Так получается меньше лирики и больше дела.
Уровень шумов
Nikon 1 V3
Sony RX100 IV
Nikon D5500
RAW-Light
3,96
2,96
2,13
JPG-Ligh
4,42
3,05
2,61
RAW-Dark
5,81
4,96
4,41
JPG-Dark
7,08
5,87
4,05
Как видите, в большинстве тестов данные Sony DSC-RX100 IV ближе к результатам зеркалки начального уровня, чем к результатам довольно дорогой беззеркалки с дюймовой матрицей. И только в темной сцене шумодав настолько портит картинку, что «рыкса» оказывается ближе к Nikon 1 V1.
Разрешение определяет качество картинки не так сильно, как шумы, но его также нельзя сбрасывать со счета. В наилучших условиях съемки 70% пикселей Sony DSC-RX100 IV остаются различимыми. Это очень хороший результат. В наихудших условиях (JPG-Dark) количество различимых пикселей опускается до 50%. Это результат ниже среднего.
Оптика — Vario-Sonnar T, f/1.8–2.8, 24–70 mm
Обычно производитель снабжает компакты премиум-класса очень хорошими объективами — светосильными, с высоким разрешением и низким уровнем геометрических и хроматических аберраций. Здесь надо учесть, что даже дорогие компакты не оснащаются большими сенсорами. Обычно это 2/3 дюйма, а Sony в серии «рыкса» поднялась до 1 дюйма. Но все равно даже по сравнению с APS-C это сенсор небольшой. Если оставить в стороне тему шумов, он хорош тем, что сделать для него очень качественный объектив — намного дешевле, чем для APS-C. А светосильный объектив при прочих равных условиях съемки позволяет снизить чувствительность и таким образом уменьшить уровень шумов.

Но у небольшого сенсора, кроме высокого уровня шумов, есть еще один существенный минус — широкая ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). На графике сверху показано, насколько шире ГРИП сенсора 2/3 дюйма, чем ГРИП сенсора APS-C при диафрагме f/2,0 и фокусном расстоянии 50 мм (в 35 мм эквиваленте). У дюймового сенсора ГРИП уже, чем у 2/3″, но все равно границы ГРИП ближе к синим линиям графика, чем к оранжевым. На практике это означает, что сделать художественно размытый фон с небольшим сенсором намного сложнее. Даже на широкой диафрагме f/2,0.
Допустим, мы снимаем портрет с расстояния 2,5 метра. Если наша камера оснащена матрицей APS-C, ГРИП будет приблизительно равна 0,5 метра. А в случае 1-дюймового сенсора — почти метр. То есть сильное размытие фона мы получим на расстоянии 4–5 метров. Здесь мы можем столкнуться с существенными ограничениями, глубины сцены может просто не хватить. Тогда нам придется приближаться к модели и снова рисковать — глаза модели могут не попасть в зону фокусировки (передний край РИП находится ближе к объективу, чем задний).
Разумеется, это все ориентировочные прикидки, но суть дела, думаю, ясна — камера с дюймовым сенсором ставит нам дополнительные ограничения в портретной съемке. На самом деле, в любой, где требуется размытие фона. Ограничения, как правило, заставляют фотографа максимально раскрывать диафрагму. И тогда все упирается в характеристики объектива — он не должен «мылить» картинку на широкой диафрагме. Также желательно, чтобы геометрические искажения объектива были минимальны.
Скорее всего, создатели «рыксы» об этом подумали раньше нас. Что ж, давайте посмотри, насколько хорош объектив Zeiss Vario-Sonnar T 1.8–2.8 / 8.8–25.7. По светосиле к нему не придерешься, а остальные характеристики требуют проверки.
ФР = 8,8 мм, ЭФР = 24 мм

Объектив можно считать широкоугольным, ЭФР 24 мм для небольшого сенсора это хороший результат. А если учесть, что геометрические искажения практически отсутствуют, — очень хороший. Правда, по части отрицательной дисторсии на широком угле нет единого мнения, довольно часто разработчики оптики специально вводят небольшую «бочку». Но, видно, создатели «рыксы» решили избавиться от искажений, взяли на себя более сложную задачу.
Разрешение «короткого фокуса» радует в центре экрана. На самой широкой диафрагме оно высокое — 0,7 линии на пиксель. Потом, по мере закрытия диафрагмы растет до 0,8 линии и выше. И только после f/10 начинает «мылиться» из-за дифракции.
Разрешение
Хроматические аберрации
Центр кадра
Край кадра
Центр кадра
Край кадра

На всех скриншотах: верхний ряд: f/1,8 — f/2,2 — f/3,5, нижний ряд: f/4,5 — f/7,1 — f/11.
Но разрешение на краю кадра сильно отстает от центра — примерно на 0,2 линии на пиксель. Это очень много и встречается не так часто.
Зато радует «хроматика», при любой диафрагме она остается на едва заметном уровне, не превышая 3–4 процентов и в центре кадра и на краю.
ФР = 15 мм, ЭФР = 40 мм

На «среднем фокусе» разрешение заметно увеличивается, особенно на краю кадра. В центре оно держится на высокой отметке 0,75–0,8 линии на пиксель вплоть до диафрагмы f/8,0. На краю отстает, но не так сильно, как на коротком фокусе. В среднем меньше, чем на 0,1 линии на пиксель, что весьма достойно.
Разрешение
Хроматические аберрации
Центр кадра
Край кадра
Центр кадра
Край кадра

На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/3,5 — f/5,0, нижний ряд: f/6,3 — f/8,0 — f/11.
Геометрия кадра остается идеальной — и горизонтальная, и вертикальная дисторсия еле заметны. И «хроматика» остается едва заметной. В общем, на «среднем фокусе» к характеристикам Zeiss Vario-Sonnar T 1.8–2.8 просто невозможно придраться.
ФР = 25,7 мм, ЭФР = 70 мм

И, наконец, на «длинном фокусе» мы также наблюдаем идеальную геометрию с практически нулевой дисторсией. «Хроматика» также остается незначительной. Разрешение чуть падает, но в общем остается на высоком уровне. Хотя на самой широкой диафрагме 2,8 в центре кадра невелико — всего 0,6 линии на пиксель.
Разрешение
Хроматические аберрации
Центр кадра
Край кадра
Центр кадра
Край кадра

На всех скриншотах: верхний ряд: f/2,8 — f/3,5 — f/4,5, нижний ряд: f/5,6 — f/7,1 — f/11.
Малозначительный факт — на широкой диафрагме разрешение на краю кадра выше, чем в центре. И на самой узкой диафрагме разрешение падает до 0,6 линии на пиксель, что довольно неплохо. Хотя самые узкие значения f/10 и f/11 лучше не использовать — все-таки они «замыливают» картинку, а получить большую глубину РИП можно и на более широких диафрагмах.
Стабилизатор
В некоторых обзорах и новостных статьях, посвященных выходу Sony DSC-RX100 IV, сообщалось, что камера оснащена 5-осевым стабилизатором. Но на сайтах Sony этот «факт» почему-то не отражается. И про эффективность стабилизатора ничего не сообщается. Так что нам пришлось опираться только на собственный тест, сравнить его результаты не с чем. Но результаты нашего тестирования не отличаются от тестов по стандарту CIPA более, чем на ⅓ ступени EV.

По нашему тесту получается, что Sony DSC-RX100 IV оснащена обычным «трехступенчатым» стабилизатором. То есть способна подарить фотографу добавочные три ступени. Наша методика тестирования стабилизатора подробно описана в статье о Nikon D5300.
Подвести итог, разложить плюсы и минусы объектива несложно. Характеристики Zeiss Vario-Sonnar T 1.8–2.8 / 8.8–25.7 — почти сплошные плюсы. Высокое разрешение, идеальная «геометрия», низкая «хроматика». Эффективность стабилизатора хотя не выдающаяся, но по нынешним меркам нормально высокая.
Единственно, чем объектив не может похвастаться — разрешением на краю кадра в широкоугольном положении. Но это, по большому счету, не самая важная характеристика. Главное, что в «портретной» и «крупноплановой» зоне фокусных расстояний разрешение высокое и в центре кадра, и на краю.
Особенности Sony RX100 IV

Работа автофокуса при пониженной освещенности
Sony так представляет автофокус Sony DSC-RX100 IV: «В камере реализована быстрая интеллектуальная автофокусировка с высокой скоростью отклика и контрастным автофокусом для повышения точности фокусировки. В основе этой системы лежит система автофокусировки, реализованная в камерах серии Аlpha 7».
Понятно, производитель всегда хвалит свои разработки, но в данном случае мы решили поместить цитату, поскольку возможности контрастного автофокуса Sony DSC-RX100 IV нас приятно удивили:

Средняя точность = 8,2 баллаСумма баллов = 245 (из 300)Время теста = 29,2 секунды
Средняя точность = 6,7 баллаСумма баллов = 200 (из 300)Время теста = 29,3 секунды
Как видите, скорость контрастного АФ у Sony DSC-RX100 IV феноменально высокая. Задание нашего теста камера выполнила за 29 секунд с небольшим «хвостиком» и при пониженной освещенности (−1EV) и при сильно пониженной освещенности (−2EV). Это результат, который

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.